» » Китайские ударные дроны не оправдали надежд покупателей

Робомир

Китайские ударные дроны не оправдали надежд покупателей

Китайские ударные дроны не оправдали надежд покупателей

Погнавшиеся за простотой покупки, отсутствием политической подоплеки и дешевизной китайских ударных БЛА иракцы и иорданцы отметили массу проблем, связанных с эксплуатацией и техническим обслуживанием дронов. Так ли плохи CH — 4 и что можно сказать о “китайцах” в целом? Попробуем разобраться!

По данным генерального инспектора США за август 2019 года, в строю ВВС Ирака оставался лишь один ударный дрон CH — 4 — эксплуатация остальной флотилии, порядка 10 единиц “китайцев” была приостановлена в связи с многочисленными проблемами с техобслуживанием.

CH — 4 нередко называют “клоном” американского MQ — 1 Predator — последние участвовали в боевых действиях, начиная с 2005 года (или с 1995, если говорить о разведывательной версии RQ — 1) и ушли на покой в 2018 году. Китайские беспилотники управляются по каналу спутниковой связи и несут на борту несколько разновидностей ракет. Ирак начал использовать аппараты CH — 4B в 2015 году — радиус действия аппаратов составляет порядка 250 км, а максимальное время в воздухе — 14 часов, что позволяет им обозревать практически любые уголки страны. Зачастую вместо дронов используются пилотируемые Cessna C — 208 Grand Caravans и Beechcraft King Airs, оснащенные соответствующими сенсорами.

Правительства стран Средней Азии ценят не столько боевые качества аппаратов, сколько легкость их приобретения — сравнительно низкая цена, отсутствие политической составляющей и утомительной бюрократии (которая непременно возникла бы, если бы речь шла о приобретении американских дронов).

Между тем, надежды, возлагаемые покупателями на CH — 4B не оправдались — в июне 2019 года ВВС Иордании выставили на продажу шестерку приобретенных в 2016 году аппаратов. “Китайцы” были приобретены после того, как военным страны не удалось закупить американских “Хищников”. В целом морально-устаревшие MQ — 1 Predator отличаются от CH — 4B более качественными сенсорами, оружейными системами и системами связи.

Алжир отказался от приобретения CH — 4 после потери двух аппаратов в ходе испытаний в 2013 и 2014 годах. Несмотря на эти эпизоды, Китай успешно экспортирует дроны этой линейки (а также массу других аппаратов) — они продаются в Египет, Нигерию, Саудовскую Аравию и ОАЭ. 

Администрация Президента Дональда Трампа пересматривает экспортную политику США и упрощает процедуру продажи военных БЛА. Подход становится особенно актуальным, учитывая скорость, с которой Китай захватывает региональные рынки, отсутствие у Поднебесной каких-либо моральных ограничений, которые могли бы сдерживать распространение военной техники в странах с “сомнительными” режимами, и тот факт, что власть (а соответственно и бюджеты) стран Средней Азии нередко удерживается в руках военных.

Так ли все плохо, как выставляют ситуацию американские эксперты? 

По данным Министерства обороны Ирака, начиная с 2015 года приобретенные страной китайские аппараты нанесли по меньшей мере 260 успешных ударов по целям боевиков. Китайская аэрокосмическая научнотехническая корпорация разработала и более крупный и мощный дрон CH — 5, учитывая, в том числе, опыт и требования покупателей. Новинка отличается повышенной (200 кг) сенсорной нагрузкой и несет на борту тонну боеприпасов (до 16 высокоточных ракет), что ставит ее в один ряд с американским “Жнецом” (MQ — 9 Reaper, пришедший на смену “Хищнику”). В отличие от турбовинтового “Жнеца”, “китаец” использует поршневый двигатель.

CH — 4 - не единственные проблемные дроны в арсенале Ирака. В марте и июне 2019 года военные страны неоднократно жаловались на десятку малых американских разведчиков ScanEagle — иракцы отметили проблемы с обучением кадров, простои в техническом обслуживании и уязвимость БЛА к помехам.

Китай действует методом проб и ошибок, стремясь потеснить США и Израиль на рынке высокотехнологичных военных беспилотников. Техника Поднебесной проигрывает в качестве, однако и стоит существенно дешевле зарубежных аналогов. Дроны традиционно применялись против технологически-отсталых противников, лишенных современных средств ПВО — там, где можно было сэкономить на использовании пилотируемой авиации и исключить риск для пилотов-людей. В таких случаях соотношение цена/качества приобретает решающее значение.

Портал scmp.com приводит информацию о стоимости одного CH — 4, которая составляет порядка $4 млн. По данным за 2018 год, “китайцы” налетали свыше 10 тыс. часов в ходе более чем 1 тыс. миссий. Аппараты выпустили свыше 400 ракет, причем точность ударов достигала порядка 96%. 

CH — 4 несет на борту порядка 4 ракет (общим весом до 345 кг), разгоняется до 235 км/ч, остается в воздухе до 40 часов и поднимается до 7.2 км. В большинстве случаев аппараты наносят удары с высоты порядка 3-5 км.

По материалам: nationalinterest.org 

----

За новостями робототехники и ИИ удобно следить в телеграм-канале prorobots — основные новости; телеграм-трансляции, посвященных робототехнике, больше ссылок на новости и репортажи — в телеграм-канале prorobotsRealTime — подпишитесь на него прямо сейчас, а если пользуетесь Facebook, то лайкните страницу prorobots.




Похожие новости

Присоединяйтесь

Среди человеческих действий самые важные – те, которые нельзя повторить второй раз. То, что можно повторить, оставь лучше роботам.

Журналисты

Цитата

Мы создали думающие машины, а надо было – чувствующие!

Александр Вяземка. Плато